Сайт группы «Пчёлки»

Конспект занятия "Воспоминания о лете"

18 сентября [ср]

Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; речевое развитие, художественно –эстетическое развитие физическое развитие

Вид деятельности детей:  познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, игровая, двигательная

Цель:  углубление и обобщение представления детей о лете, его типичных признаках.

Программное содержание

Задачи: Уточнить представление детей о летних месяцах года и их характерных признаках, обобщить представления детей о правилах и нормах поведения в природе, воспитывать любовь к родному языку

Материалы и оборудование: Карточки (осень, зима, весна и три по месяцам июнь, июль и август), репродукции картин: А.П. и С.П. Ткачёвы «На родной земле», Ф.А. Васильев «Перед дождём», А. Г. Венециалов «На жатве. Лето», пособие.

Предварительная работа. Наблюдения на улице

Планируемые результаты называют времена года и летние месяцы, классифицируют по темам: овощи, фрукты, ягоды

Структура занятия

I

Вводная часть

Игра «Разложи по порядку»

2мин

II

Основная часть

 

25мин

1

Проблемная ситуация «Три картинки подходят к лету»

 

 

2

Разрешение ситуации.

 

 

3

Беседа о трёх месяцах лета

 

 

4

Физкультминутка «Плавание»

 

 

5

«Рассмотрим картины»

 

 

6

Игр.упр.: «Назовём одним словом»

 

 

7

Физкультминутка «Сенокос»

 

 

8

Работа в пособие.

Обведи правильно»

 

III

Заключительная часть

 

3мин

30мин.

 

 

 

 

 

Ход занятия

I.Вводная часть

Игра «Разложи по порядку»

- ребята, сегодня мы поиграем в игру «Разложи по порядку»

 Правила  вам знакомы – сейчас у меня рисунки перепутаны, а нам нужно разложить карточки по порядку(поставь цифры под рисунками в правильном порядке). Скажите, пожалуйста, что изображено на рисунках (пейзаж, природа и пр.)

- а чем эти рисунки похожи и чем различаются? (нарисовано одно и тоже место, только  времена года разные).

-А какое сейчас время года? (осень).

- Вот давайте и мы разложим картинки по порядку, начиная с осени. Какая картинка должна стоять первой, второй…(под каким  рисунком мы поставим цифру 1, 2,..) и т.д.? Дети выполняют задание.

II.Основная часть

1.Проблемная ситуация «Три картинки подходят к лету»

Когда они доходят до летних картинок, то у них возникает затруднение- 3 картинки подходят к лету. Если явного затруднения нет- воспитатель его провоцирует специально, предлагая детям перед июньской картинкой поставить, например, августовскую.

- я считаю, что после весны должна стоять летняя картинка, та, где нарисованы яблоки, ягоды, грибы – всё, что мы летом собираем

-А как вы думаете? (А куда же остальные картинки деть? Они долдны быть впереди, ведь сначала растения цветут, потом ягоды и плоды, которые сперва маленькие и зелёные, а созревают они потом)

- тогда получается, что у вас три картинки про лето? (да)

-Давайте рассмотрим их внимательно и расставим по порядку, а заодно и вспомним, каким летним месяцам они посвящены.

2Разрешение ситуации.

- Сначала найти картинку с цветами – рассказ об июне, потом с зелёными ягодами – рассказ об июле, потом с созревшими ягодами – рассказ об августе

3. Беседа о трёх месяцах лета

- Посмотрите на доску и рассмотрите пейзажи, изображающие характерные признаки июня, например,  А.П. и С.П. Ткачёвых «На родной земле»

Вспомним, ребята, как начиналось лето, что вы видели в самом его начале. (мы собирали землянику в лесу, клубнику на огороде, цвели все кусты и деревья и пр.)

- Правильно, это всё признаки самого первого месяца лета – июня

Если в небе ходят грозы,

Если травы зацвели,

Если ранним утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,-

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна! (Е. Трутнева.)

- В старину, на Руси этот месяц называли ИЗАК, пора насекомых: в древнерусском  языке  «изок» - кузнечик.

Как вы думаете, почему? (Потому, что в июне кузнечики стрекочут громче всего, появляется много насекомых).

- Правильно. В огороде и в саду сейчас самый сложный период- прополка. Ведь сорняки растут быстрее культурных растений и могут их затенять и высосать всю влагу из почвы. Тогда культурные растения погибнут.

В июне самые короткие ночи и самые длинные дни. Солнце поднимается высоко над горизонтом, поэтому в этом месяце очень опасно ходить без головных уборов даже утром и вечером. Зато вода прогревается очень быстро, и многие люди купаются и загорают на пляже.

Загорать очень полезно и очень вредно одновременно. Полезно- потому, что когда человек загорает, то его организм запасается очень важным витамином, который помогает человеку расти и укрепляет кости (витамин В). Но можно солнечными лучами сильно обжечь кожу, поэтому слишком долго находиться на солнце нельзя. Лучше понемногу, но каждый день.

4. Физкультминутка «Плавание» Кроль, брасс, баттерфляй ипр.(стоя, на стульчике)

Давайте вспомним основные  способы плавания.

Кто умеет плавать?

Наплавались мы. Теперь вернёмся к нашим рисункам.

- Как вы думаете, какой рисунок следующий? (Вот здесь – тут нарисованы зелёные яблоки и ягоды, они ещё не созрели)

- Правильно, следующий месяц называется – июль.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Тёмные листы. (И. Суриков)

- Это самый жаркий месяц в году.

Солнце всё ещё высоко стоит над горизонтом, дни всё ещё очень длинные, и земля уже хорошо прогрелась в июле На Руси июль называли червень. Народно – поэтическое выражение «лето красное» может служить дословным переводом названия месяца, в котором обращено внимание на яркость летного солнца. Другое исконно славянское название июля – липец (или липень)- также употребляется теперь в польском, украинском и белорусском языках как месяц цветения липы. В этот период основной работой в саду и в огороде становится полив.

-Как вы думаете, почему? (потому, что без воды растения погибнут)

- Это так, а ещё созревшие плоды накапливают питательные вещества, которые растение впитывает корнями из земли вместе с водой.

5 «Рассмотрим картины»

В июле сама природа помогает человеку, часто случаются грозы(воспитатель показывает картину «Перед дождём Ф.Е. Васильева».)

6Игр.упр.: «Назовём одним словом»

В июле созревает малина, смородина, крыжовник, черника, голубика.

- Как одним словом можно назвать все эти плоды? (ягоды)

- Правильно. Люди их собирают и заготавливают на зиму для себя: варят варенье, компоты и даже сушат. Ещё собирают кабачки, огурцы, патиссоны, помидоры.

-Как эти плоды называются одним словом (овощи)

-Как их можно заготовить? (засолить, замариновать, сделать консервы и пр.)

-Всё верно. Молодцы! Июль на Руси еще называли сенокос.  Как вы думаете, почему?

(В это время  траву косят и оно называется сено).

- Трава выросла, появились цветы, и люди скашивают её и сушат.

-А зачем? Тоже для себя, как и ягоды и овощи? (сеном зимой кормят домашних животных – коров, овец, коз).

- молодцы! А теперь и мы заготовим сено для домашних животных.7 7.Физкультминутка «Сенокос»

Все движения выполняются с воображаемыми предметами.

- Вот наше «поле». У вас в руках «косы». Пошли косить. Всю траву скосили, лежит она – сушится. Вдруг ветер поднялся, тучи надвигаются – дождь сено намочит, надо собрать его в стог. Возьмём по «охапке». Побольше  охапки берите, чтобы всё сено собрать. Молодцы, успели. А вот и солнышко выглянуло, надо сено обратно разложить. Теперь «охапки» должны быть маленькие, чтобы быстрее солнце высушило сено. Проверьте, сухое ли оно? Тогда собираем его на  «сеновал».  «Вилами» подкидывает и ногами утрамбовываем. Всё, сено убрали.

Молодцы.

8- А вот и август наступил. Днём в августе ещё жарко, а ночи уже холодные. Вода остывает, и купаться можно только в самые жаркие дни. На Руси этот месяц называли зарев. В названии месяца есть указание на грозовые и вечерние зарницы. В огроде созревают лук, чеснок, морковь, свёкла. Как можно назвать эти плоды одним словом? (корнеплоды, овощи)

- А что созревает в саду? (Яблоки, груши, сливыв)

- Как одним словом назвать эти плоды? (Фрукты)

- Правильно, а как их можно заготовить на зиму? (сварить компот, варенье, засушить)

- Хорошо. Более позднее название августа – серпень ., известное сейчас в украинском, польском и чешском языках, произошло от слова  «серп» Как по – вашему, почему7 (Потому, что август – пора уборки хлебов)

- Это верно. Август богат на урожай. (воспитатель демонстрирует картину А. Г. Венецианова «На жатве. Лето»). Крестьяне убирают урожай пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, овса.

- Что потом можно приготовить из собранных зёрен? (хлеб, гречневую, ячневую, овсяную каши и т.д .)

-Правильно. Но в августе появляются и первые признаки осени – затяжные дожди, ночные заморозки, могут появиться первые жёлтые листочки на деревьях. Природа готовится к самому богатому времени года – осени.

8. Работа в пособие на применение полученных знаний.

Задание 2  Как вы думаете, животные летом все ведут себя одинаково или по – разному? Рассмотрите картинки. Назовите маму и её детёныша. Попробуйте сами догадаться, какие из картин можно увидеть летом, и обведите их красным. А почему одна из картин (медведица с медвежонком) не обведена? (Дети могут также не обвести клин журавлей)

III Заключительная часть.

- Итак, мы сегодня с вами вспомнили, как проводят лето люди и животные. Для одних людей лето – это период отдыха, а для других – самая напряженная работа.

- Скажите, кто летом отдыхает, а кто – работает? (Отдыхают ученики, студенты, школьники, те взрослые, у кого отпуск (в основном городские, например, учителя),

 а крестьяне трудятся).

- Молодцы. Можете ли вы теперь выполнить задание 1?

- А кто  вспомнит названия летних месяцев?

-Назовите их по порядку (июнь, июль, август).

- Правильно. Но лето кончилось, каникулы завершены, и мы в этом году будем готовиться к школе: узнаем много нового, интересного и полезного, а также повторим всё, что уже знаем.

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.